Под каждым сиденьем помещается около до 40 л продуктов (принимайте меры, чтобы твердые предметы - консервы - не контактировали со дном). Продукты должны быть в гермомешках или ПЭТ-бутылках или другой герметичной упаковке. Производятся специальные сумки для размещения продуктов под сиденьем и их переноски к лагерю (негерметичные!) размером 55*25*25 см. Перед каждым пассажиром есть наплыв 30л для одежды и мелочей. Если байдарка не перворачивается, их достаточно упаковать в полиэтилен (хотя, лучше в геромомешок) Передний наплыв вдвое объемнее (60л) - там кроме вещей первого пассажира помещаются каны, посуда, насос, групповой тент, топор и т.д. Коврики, спальники, пустые рюкзаки и палатка едут в кормовом наплыве (если экипаж 1-2 человек) или в рюкзаке (например, в байдарочной упаковке), который кладется на корму сверху и пристегивается пришитыми к деке ремнями. Разумеется, все кроме ковриков нужно герметизировать (коврики - необязательно) Кроме того, есть небольшой объем в трюме за задней распоркой - там помещается пара пустых рюкзаков (герметично упакованных) Если одно место свободно - то рюкзак с объемными вещами удобно класть на него. Его можно накрыть юбкой и притянуть ее край к деке за 2 петли, пришитые к краю юбки. Для удобства посадки я кладу палатку на свое сиденье (вдоль), и пристегиваю ее к поперечному ремню, проходящему сзади над декой. Палатку желательно герметично упаковать, чтобы не сидеть на мокрой палатке. Юбку рекомендуется растягивать вперед специальными шнурами, пришитыми к деке под юбкофартуком. Шнуры привязываются к петлям, вшитым в шов юбковартука снаружи. Иначе юбка закрывает дно байдарки и мешает залезать в нее. Посадка в Щуке достаточно высокая, чтобы можно было ни на что не облакачиваться спиной. Однако многим даже при такой посадке требуется опора. Можно опираться на: - вещи, лежащие сзади. - задний край юбки, если она растянута передними шнурами. - специальные спинки, которые продаются отдельно. Байдарка Щука в 1.5-3 раза легче и дешевле большинства байдарок (включая надувные), хотя она сделана не из "пленок", а из более надежных кордовых материалов. Низкий вес и цена байдарки объясняются удачным выбором конструкции и материалов: из тяжелой ткани изготовлено только днище, баллоны выполнены не из резины, а из легкой и технологичной полиуретановой ткани, отсутствует каркас, нет трудоемких клеевых работ и трехмерных сварных швов, для распирания байдарки по ширине используется не надувное дно, а легкие шпангоуты и т.д. Байдарка Щука - одно из самых быстроходных надувных судов. При безветрии она почти не уступает каркасному Тайменю, при сильном ветре заметно отстает, но не безнадежно, как многие другие надувные лодки и катамараны. Осадка 10-15см и вертикальная гибкость позволяют надувным байдаркам ходить по мелководью, обтекать камни и валы, сравнительно безопасно садиться лагом (боком) на камни. Благодаря плоскому дну байдарка Щука устойчивее многих байдарок. На бортах байдарки Щука-2 (2-х местная) можно стоять, на бортах Щуки-3 - прыгать. С нее легко прыгать в воду и залезать обратно. Следует, однако, быть осторожным, если все места заняты людьми от 80кг или от 180см, и на дне нет груза. В этом случае Щука ведет себя как пустой Таймень с высоко сидящим гребцом. Ломаться в байдарке "Щука" почти нечему, она практически неуязвима для камней и коряг. Были случаи поломки П-распорок в экстремальных условиях. В на берегу жаркие дни под солнцем может размягчиться клей, которым приклеены шланги баллонов - при +30С на берегу держите Щуку в тени или перворачивайте. Хранится Щука в собранном виде, у реки ее нужно только надуть (5-15мин. хорошей помпой). Напоминаем, что дуралюминиевые распорки в мокрой лодке за зиму заметно корродируют. Если нет возможности сушить лодку несколько дней в надутом виде, вынимайте распорки на зиму. Байдарка Щука - это надувная игрушка "плавучий остров" и удобный диван у костра. А зимой - санки для бобслея. Лишнего места в Щуке нет. Советы по размещению груза приведены в разделе "Размещение груза и посадка гребцов". На бортах всегда есть морщины. Они не мешают, но портят вид. Руль (в комплект не входит!). Щука, как все плоскодонные суда, стремится отклониться от курса, поэтому некоторым (немногим) капитанам не удается плыть прямо - под их управлением лодка постоянно заворачивает в стороны. Таким капитанам рекомендуется плавать с рулем. Другая ситуация, в которой полезен руль - сильный ветер. Плоскодонные лодки стремятся повернуть носом к ветру, поэтому для удержания их на курсе при ветре требуются дополнительные усилия. В этом случае руль экономит силы. На Щуке невозможен виртуозный водный слалом - это "ниша" жестких судов. На фотографиях ниже сплав протекает практически "в режиме бревна" :). На ней гораздо сложнее выполнить «эскимосский переворот» (это удается, в частности, Тимофею Зацепину, oz@glasnet.ru и Максиму Милкову (сообщение на форуме Скитальца). Возможный брак. Многие виды брака (см. фотографии ниже) ушли в прошлое: глобальная закрученность корпуса и "параллелограмм", вырывающийся с мясом при ударе ногой крепеж распорок (с последующим разрывом чехла баллона), протекающие баллоны и днище. До ~2011г. для чехлов баллонов использовался лавсановый фильтр (обычно белый), который, как оказалось, со временем становился жестким, и его прочность на раздир по надрезу снижалась в 3 раза (с 12 до 4 кгс), что иногда приводило к разрывам чехла баллона. Чехлы из этого материала мы заменяем бесплатно. Кроме того, возможно повреждение корпуса и баллонов острыми предметами - стеклами, очень острыми корягами и камнями. Был анекдотичный случай, когда туристы поставили лодку на горячие угли костра. Все дефекты безоговорочно исправляется изготовителем, но только в Москве. Поэтому необходимо уметь произвести самостоятельный ремонт. Первая байдарка Щука (4-местная) была сшита в 93г и с успехом участвовала в походах с детьми по Карельским озерам и рекам с порогами 1-3к.с. (верхняя Суна, Кереть, Ю.Шуя). Осенью 1996г. начато серийное производство. К 2003г. на маршруты вышло около 2000 байдарок "Щука". На них были пройдены весенняя Мста, Щегринка и Ю.Буг, нижняя часть Суны, Чирка-Кемь, Охта и Кожа, включая п.Кивиристи и Щурус (4-5к.с.), каскад порогов Ууксу (4-5к.с.), реки и озера Сибири, Чукотки, Шотландии, Польши, США и Канады. 10 байдарок приобрела турфирма "Коллекция Приключений" (2611909, Александр Нефедов) для детской программы "Робинзонада". Показательно, что через 4 года они приобрели еще 10 байдарок, оценив нашу конструкцию, как "самую детоустойчивую". За прошедшее время были исправлены основные недостатки конструкции. Прежде всего, это относится к качеству изготовления баллонов (камер) - см. статью о материалах баллонов - ПУ-ткани и различных пластиках. В 2006г. мы отказались от изготовления баллонов силами подрядчиков - с тех пор практически исчезли жалобы на брак швов баллона или брак вклейки фланца/шланга. Отбор тканей по "косизне" поперечных нитей стал более жестким. Поэтому, практически исчезли такие дефекты корпуса, как "винт" и "параллелограмм" Примерно с 2005г мы производим предпродажную проверку судов - собираем и держим в надутом виде от суток до недели. Это позволяет выявлять и устранять почти все дефекты баллонов и корпуса. В 1999г. бортовой шов был поднят на 5см. Теперь он целиком (на спокойной воде) выше ватерлинии, и вода не сочится через него в байдарку. Был также разработан неудачный вариант "широкой Щуки" (90см) с открытой декой. Он заинтересовал в основном некоторых рыбаков и дачников. Более удачным было увеличение ширины (в 2000г.) на 5см - с 80 до 85см. А вместо "широкой Щуки" в 2004г. была разработана более-менее удачная лодка "Сом", которая к 2008г "доэволюционировала" до замечательной по сочетанию веса, быстроходности и цены конструкции "Налим". Вместо отдельных юбок и наплывов-тубусов "Щука" с 2002г. имеет более комфортный единый "юбкофартук" с наплывами-карманами на молниях. В 1999г. завершилось "ощучивание" походной группы автора - мы вышли на маршрут (р.Видлица) шестью экипажами от Щ-2 до Щ-4. 3-4% Щук по разным причинам не подошли покупателям и были возвращены. Но гораздо чаще "Щуковладельцы" направляют к нам своих знакомых за новыми байдарками (нередко - увы - приходя ремонтировать свою Щ). Благодарим всех, кто рассказывал о Щуке коллегам-туристам. Отдельное спасибо тем, кто помогал в снабжении, рекламе и сбыте, изготавливал спецткани, детали и оснастку, консультировал и морально поддерживал. Без них "Щука" не стала бы популярным (в Москве) туристическим судном. Более подробно об истории Щуки и нашего КБ Сталкер см. колонку "Хроника" справа от нашего ПРАЙС-КАТАЛОГА Октябрь 2011г. - измерение сопротивлений байдарок Этой осенью сотрудник Нижегородского политехнического колледжа Геннадий Москаленко провел ряд измерений сопротивления байдарок при буксировке самодельной аккумуляторной лебедкой (рабочий участок троса 50м) в рамках проведения лабораторных работ со студентами при скорости 1,78 м/с (6,4 км/ч). Результаты представлены в таблице:
*Примечание: Число мест Лагуны, если вынуть сидения и положить герметичные рюкзаки, не 2, а 3. Вeс Лагуны указан в варианте с облегченным днищем - 650г/м2. Наиболее близкий аналог среди судов КБ Сталкер - Налим-300, отличающийся от Лагуны отсутствием концевых заострений (поэтому он на 40см короче), отсутствием штатных сидений (есть дополнительные, надувные), наличием носовой и кормовой деки с карманами-наплывами для груза, наличием плавного прогиба корпуса, наличием более толстого днища (800г/м2) и чуть меньшим весом (по разным данным на 0,5-2кг), чуть меньшим диаметром бортовых баллонов (на 3см) и полной шириной (на 3см) и чуть большей шириной кокпита (на 3см). Кроме того, на данный момент (2011г) мы используем несколько более надежную ПУ-ткань для надувных камер - "Ламкотек" (США), а не ТПУ (Тайвань или Ю.Корея). В августовском походе были сравнены ходовые качества байдарок щ1, щ2, щ3 с разной загрузкой и с наличием/отсутствием жердей, проложенных вдоль корпуса под декой и сидениями для повышения жесткости судна (далее - "продолины"). Цель испытаний - оценить влияние размещения груза и жесткости корпуса на скорость. Также были исследованы удлинненные щ1 и щ2 с более обтекаемой формой корпуса (длина больше на 40см). К сожалению, как и прежде (см. предыдущее сообщение), использовалась не слишком объективная методика - максимально интенсивная гребля. На этот раз измерялось время двух заплывов, а в случае различия результатов более 1% проводились дополнительные 1-2-3 заплыва. Также, к сожалению, скорости были не "походными" (5км/ч), а "гоночными" (7-8км/ч). Фактически для каждого судна определялась "предельная" скорость, за которой сопротивление судна начинает резко расти (например, при удвоении мощности "двигателя" - подключение второго гребца - щ2 пошла всего на 12% быстрее, грубо говоря, каждый процент повышения скорости требовал повышения мощности на 5-10%). Предельная скорость важна для гонок, но не для похода. Основные выводы: - под человеком весом 100кг на незагруженной Щуке всегда (до давления 0.4атм.) образуется излом корпуса, - этот излом значительно снижает скорость судна, - если сидеть на корме, излом меньше, скорость больше, - продолины убирают излом и повышают скорость, особенно, если сидеть посередине (не нагружая корму) - плавный прогиб ("закаячка", "забананенность") корпуса повышает скорость по сравнению с прямыми жердями-продолинами, - самый парадоксальный результат: удлинненная щ2 с грузом 100кг посередине (и заметным изломом корпуса) идет на 3-5% медленнее (!!!), чем щ2 с более равномерно распределенным грузом 170-180кг (при этом на больших скоростях возникает плавный прогиб всего корпуса). То есть выигрыш в скорости, связанный с хорошей формой корпуса, больше, чем проигрыш от удвоения груза. На обычной (неудлинненной) щ2 этот эффект не наблюдался - вероятно, из-за того, что относительно "туповатые" скулы обычной Щуки при большом грузе погружались под воду и сильно тормозили. Для практики эти результаты не имеют большой ценности, поскольку ни на одной лодке в походе (пассажиры до 80кг) я изломов корпуса не замечал. То есть эта проблема актуальна только для тяжеловесов, причем и под ними излом возникает далеко не всегда (на нашем сайте висит фото груженой щ3, капитан которой весит 105кг, но провала под ним нет). Однако, при наличии излома с ним следует бороться. Возможные способы борьбы: - повышение давления, - прокладка продолин, - вытачки до 4см с нижней стороны чехла баллона в месте излома (реально применено на моей байдарке Щука-4). Впрочем, вывод о полезности плавного прогиба корпуса Щуки (и вообще любого надувного судна), важен и с практической стороны. Однако, делать Щуки с гарантированной плавным прогибом вдоль всего корпуса я не берусь.     Еще один результат: - Байдарка Щука-1 при любой посадке и наличии/отсутствии продолин идет примерно одинаково: видимо, излом или тангаж портят ходовые качества так же, как и излишняя "прямизна" корпуса с продолинами. Было бы интересно сравнить эти результаты с щ1, имеющей плавный прогиб корпуса, но придать ей такую форму не удалось. Ниже приведены результаты измерений скорости прохождения тестовых дистанций неустановленной длины (около 60-80м) в единицах скорости Байдарки Щука-1. Каковая скорость, судя предыдущим измерениям (см. прошлое сообщение), составляет 6.8км/ч. (100м за 53с). Список включает также июньские результаты испытаний Налимов (см. "Хронику" на главной странице) и майское сравнение обычной и удлинненной байдаркой Щука-1. Напоминаю, что различие скорости в 1% для данных судов при данных скоростях может означать отличие сопротивлений судов на несколько процентов (очень жаль, что не было возможности померить непосредственно сопротивление). Если не указано специально - на судне один человек весом 100кг. Если не указано специально, гребет один человек. "щ1у", "щ2у" - удлинненные модификации. 86% - лодка н100 92% - лодка н150 96% - лодка н200 (н200 имел излишнюю закаячку (прогиб). При оптимальном прогибе он плыл бы быстрее, но и байдарка Щука-1 при отсутствии излома плыла бы быстрее, так что вопрос об первенстве "идеальных" щ1 и н200 остается открытым) 100% - байдарка щ1, посадка в любом месте без продолин (небольшой излом корпуса) или с продолинами (прямой корпус). Жаль, не удалось проверить щ1 с плавным прогибом корпуса - должен был получиться лучший результат. 105-110% - байдарка щ1у, (неточные измерения на неудобной дистанции в мае 2008г.) 103% - байдарка щ2, 2 чел.=180кг, плавный прогиб корпуса, отчасти связанный с разряжением под днищем на большой скорости. 106% - байдарка щ2у, посадка посередине, излом корпуса 106% - байдарка щ2, посадка посередине, излом корпуса 106% - байдарка щ3, давление 0.3атм., посадка посередине, излом корпуса 109% - байдарка щ3, давление 0.4атм., посадка посередине, слабый излом корпуса. Жаль, не провели испытания байдарки Щука-3 с продолинами (без излома) - должен был получиться рекордный результат. 109% - байдарка щ2у, 2 чел.=180кг, плавный прогиб корпуса, отчасти связанный с разряжением под днищем на большой скорости 110% - байдарка щ2у, посадка сзади, слабый излом корпуса 110% - байдарка щ2у, 2 чел.=170кг, продолины (прямой корпус). Уступает щ2у с плавным прогибом корпуса (след. строка) 111% - байдарка щ2у, 2 чел.=170кг, плавный прогиб корпуса, отчасти связанный с разряжением под днищем на большой скорости 114% - байдарка щ2у, продолины (прямой корпус), посадка сзади. Для гребца до 80кг такой режим реализуется без продолин 119% - байдарка щ2у, продолины (прямой корпус), посадка посередине. Для гребца до 80кг такой режим реализуется без продолин 123% - байдарка щ2у, 2 чел.=170кг, ОБА ГРЕБУТ!), чрезмерный прогиб корпуса, связанный с сильным разряжением под днищем - середина лодки на большой скорости выгибалась вниз на 15-20см. (Строка "щ2у, 2 чел." присутствует 2 раза с заметно разными результатами - 109 и 111%. Это отчасти связано с разным весом груза (180 и 170кг), но, главным образом, с тем, что испытания проводились в разные дни и на разных дистанциях (возможно, при разном давлении). Результаты измерений при обработке сшивались так, чтобы скорость байдарки щ1 всегда была 100%, но скорости "щ2у, 2 чел." в разные дни при этом разошлись на 2%. Этот пример позволяет оценить погрешность измерений скорости.) Последний вывод: на гонках одиночек выбор в качестве судна байдарку Щука-2 вместо Щуки-1 может дать выигрыш скорости 15-20% (при посадке посередине Щуки-2 и весе капитана до 80кг, либо при большем весе и использовании продолин). Если использование продольных элементов жесткости запрещено, то тяжеловесам рекомендуется сидеть на корме щ2 - это может дать выигрыш 6-10% по сравнению с байдаркой Щука-1. "Водный поход: байдарка - несколько популярных моделей". "Байдарка «Щука-3»: первые впечатления от приобретения". "Байдарка «Щука-3»: испытания. Проходили в Лосевском пороге". "Байдарка «Щука-3»: поход. Плюсы и минусы «Щуки» после первого сезона эксплуатации". |