Лирическое отступление
(из дневника-описания по р. Видлица, 2-6 мая 2004, Северное
приладожье)
Щука-3
(модернизированная, индпошив), нареченная Fish-ка
v
1.02
Имея
опыт эксплуатации этого плавсредства, особенно после прошлогоднего сплава по р.
Пистайоки в период половодья, загорелся идеей многое доделать (именно доделать,
а не поменять). Зимой вступил в длительную переписку с Михаилом Чернецким (КБ
«Сталкер»). Определил главные направления доделок:
1)
Заменить
тканевую деку на тезовую. Это необходимо для быстроты просушки (в разы быстрее
сохнет), гидроизоляции (элементарно промазывается боковой шов и устраняется
постоянная изнуряющая на категорийной воде протечка, когда в байдарку набиралось
до двух ведер воды и внутри становилось холодно, мокро и
неприятно)
2)
Нашить
вязочные петли для шнуровки внешней рамы (ну просто убиваются все скоростные и
маневровые ходовые качества в крупных валах от 1,5 м и бочках от 1,0
м)
3)
Заменить
тезу днища на менее яркую (желтая ну как маяк демаскирует любую скрытную стоянку) и
более прочную (ткань типа Viniplan 850 г/м.кв. с сеткой двойного
плетения)
4)
Нашить
бедренные упоры фабрично (сильно помогали матросу на Пистайоки в валах 2,0-2,5 м
не вылетать из байдарки)
5)
Купить
собственно разборную раму (три отрезка по 1 м и вкладыши или наружные
муфты)
Михаил
долго предлагал оставить все как есть или сделать все это своими руками, но в
итоге мы договорились – пошить Щуку из моих материалов и пришить шнуровочную
змейку от его же катамаранов на прямом участке выкройки (около 3 м в длину).
Хотя мне конструкция шнуровочной змейки от Чернецкого кажется заметно хуже, чем
от Красного Солнышка, Рафтмастера и прочих. Но на безрыбье и сам, как
говориться, раком станешь. Запросил размеры заготовок под выкройки (на деку –
5,4м х 0,95м, на днище – 5,6м х 1,15м). Закупил материалы (на деку –
Ferrari
550 г/м.кв. серого цвета, на днище – Viniplan-6770
850 г/м.кв. сетка двойного плетения, шаг 120, синего цвета). Пошив занял около 1
месяца, принимал изделие у Михаила дома, он предупредил, что забыл дать указание
швее сделать поправку на материал деки (Ferrari
против ткани с накатанной пленкой) и при надувании будет отчетливая
закаяченность носа и кормы (т.к. Ferrari
в отличие от стандартной ткани не тянется). Попутно купил у Михаила его новое
изделие –чехол для лыж/весел (оказалась очень удачная штука, вмещает три
разборных весла TNP
и раму на Щуку).
В
Красном Солнышке купил трубы Д16Т 35*1,5 шесть отрезков по 1м на раму и трубу
Д16Т 30*1,5 пять отрезков по 20 см на вкладыши. Получился внутренний диаметр
рамы 32 мм, а внешний вкладыша только 30. Поиск диаметров 31 и 32 для Д16Т
ничего не дал (в том числе и через Александра Додонова). Поэтому купил
термоусадочную трубку 38*0,5 и после обработки вкладышей получил внешний диаметр
31,3, оставшийся зазор убрал прокладкой ленточки из резинокапрона от
ЯРТ.
Испытал
сборку/разборку перед походом у себя на даче. Да! Выворачивать стало не в пример
труднее. Но днище стало и толще и глаже. Промазал клеем «Уран» боковой шов –
загерметизировал Fish-ку.
Вставил баллоны, надул. Да! Нос и корма заметно закаячены, Да, еще одна
проблема! Чернецкий, видимо, сместил выходы сосков на байдарке и теперь в корме
баллон свернут со значительным запасом, а в носу пусто, хотя соски выходят
теперь на всю длину и малейший перекос баллона просто работает на их отрыв. Это
плохо. Рама прикрутилась неплохо (но не так плотно и правильно, как было бы со
шнуровочной змейкой стандартной для остальных производителей) теперь без проблем
можно поднять байдарку за носовую и кормовую ручки с грузом в центральном очке и
она при этом не сложится пополам.
Что показали полевые/водные
испытания?
- Шов
загерметизировался –воды в Fish-ке
очень мало. Ура!
- Рама
работает, излишней жесткости нет, но полностью прекратился вибростенд при
прохождении цепочки валов/бочек 0,5-0,7 м. Ура! Метод стыковки звеньев
все-таки требует доработки (при прохождении порогов не ощущается, но раму
растаскивает, требуется, видимо, шплинтовое крепление звеньев на вкладышах)
плюс тип шнуровочной змейки КБ «Сталкер» просто физически не позволяет
зафиксировать/прижать раму к корпусу байдарки. Первое поборем, второе уже
увы.
- Закаяченность
носа/кормы помогает в препятствиях, Fish-ка
быстро наползает на валы/бочки и за счет рамы давит их (не режет, как
каркасники, а именно давит).Это хорошо и комфортно. Ура!. Но! Даже наш
слаженный (для Щуки особенно) экипаж жутко намучился на ровной воде, да и в
порогах немногим лучше (курс не держит вообще!!!). Это плохо (раньше озера
проходились на раз, без рысканий и руль не прицеплялся).
- Цветовая
гамма байдарки стала существенно спокойнее. Ура!
- Теза
деки и днища проветривается моментально. Ура!
- Получили
странную длинную и глубокую царапину на днище (то ли на камень налетели, то ли
на топляк с гвоздем). Процарапано снизу до корда и сверху (опа!) от корда и
даже коврик-пенка, лежавший на дне на этом месте!!! Но корд цел!!! Это
добавляет уверенности. Со слов мастеров из Красного Солнышка Viniplan
по сравнению с нашей тезой плотности ниже 700 г/м.кв. хуже (рвется длинно,
т.к. корд напряжен, а наша теза имеет более рыхлый корд и разрывы у нее
покороче), но для более плотных Viniplan-ов
ситуация в корне меняется. Подтверждаю!
Вывод
по Щуке вцелом.
Байдарка рулит, но доделывать ее необходимо обязательно (может
быть вскоре и фабрично!?)