КБ Сталкер: легкие надувные байдарки ЩУКА, НАЛИМ, сплавные катамараны, рюкзаки 120л. Производство, продажа, доставка
Москва, (495)4389479, 916-0428498, 917-5509029 stalker-mike@yandex.ru (mike@mega.ru закрыт!), сайт stalker.lib.ru
  
 
    Главная страница -
   - ПРАЙС-каталог,
   - хроника (новости) ПРАЙС-
каталог
    О надувных байдарках "Щука" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция, особенности,
   история, испытания, ОТЗЫВЫ,
   ФОТО и ВИДЕО галлереи Байдарка
ЩУКА
    О надувных лодках-байдарках (каноэ) "Налим" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция,
   история, испытания, ОТЗЫВЫ,
   ФОТО и ВИДЕО галлереи Лодка
НАЛИМ
    О сплавных катамаранах КБ "Сталкер" и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция,
   ОТЗЫВЫ, ФОТОГРАФИИ
   (есть отдельная статья о сплавных катамаранах как таковых в разделе "Еще информация") Катамараны
    О рюкзаках КБ "Сталкер" (120 л) и доп. оборудовании -
   характеристики, конструкция, ФОТОГРАФИИ Рюкзаки
    Паспорт, памятка по ремонту,
    ВИДЕО ремонта баллона,
    О надувных баллонах,
    О регистрации маломерных судов в РФ,
    О простейших надувных сплавных катамаранах,
    Туристические магазины, производители тур.судов, тур.клубы, тур.фирмы, тур.сайты, прокат...
    "Ищем спутников", "Куплю~продам", ФОРУМ
  ПАМЯТКА+ПАСПОРТ (ремонт, советы)
  Ремонт баллона (внутренней камеры) - ВИДЕО
  Материалы баллонов (внутренних камер)
  О катамаранах (ликбез, советы)
  О гос. регистрации (ГИМС)
  Каталоги: тур.магазины и мастерские, клубы и слеты, агенства и базы, сайты и форумы ...
"Ищем спутников"
"Куплю~продам"
ФОРУМ
Ещё
информация
    Где купить у нас и наших дилеров.
    Доставка по России и миру Где купить
Доставка

Михаил Чернецкий, май 2003г,
Простейшие парусно-моторно-сплавные надувные катамараны.

         Оглавление (ссылки внутренние):

Наши технические разработки, описанные в этом тексте:
-поплавки катов с карманами для поперечин (позволяют обходиться без продольной рамы),
-шарнирная опора мачты на поперечину из веревки с палочкой (шпиньком),
-шверт из ткани на простом каркасе, натягивающийся по всем направлениям при вертикальной растяжке,
-способ крепления шверт-руля к поперечине с помощью толстостенной трубы,
-способ крепления шверт-руля к поперечине 4-мя шнурами (ромбом) и натяжки этих шнуров,
-способ крепления вант к мачте несимметричным схватывающим узлом,
-способ крепления кормового весла схватывающими узлами,
-способ крепления распашных весел прямым узлом на подставке,
-простая конструкция транца из досок или бревна
   Разработки распространяются на условиях CopyLeft, т.е. свободно, но с обязательной ссылкой на источник (если, конечно, Вы узнали о них из наших материалов). При цитировании текста также не забывайте ссылаться: М.Чернецкий, КБ "Сталкер", www.STALKER.LIB.RU/instruction.htm
 

 
 
   Поплавки простейших надувных катамаранов обычно имеют веретено- или бананообразную форму. У парусных и моторных катамаранов корма обычно тупая ("срезанная") - такая корма не притапливается на больших скоростях, но тормозит ("тянет воду") на скоростях 4-5км/ч. Оптимальные ходовые качества на всех скоростях обеспечивает опущенная острая корма, но она зарывается в валы при прохождении порогов кормой вперед.
 
 
   Конструкция поплавков обычно двуслойная: защитная внешняя шкура + внутренние надувные камеры.
   В целях повышения живучести катамарана иногда используют внутренние камеры с двумя отсеками (с поперечной или продольной перегородкой-мембраной).
   В одну шкуру можно вставлять две короткие камеры. В этом случае необходимо, чтобы они перекрывались по длине не менее, чем на 2 диаметра - иначе не удается избавиться от "перетяжек" на поплавке. Этот вариант допустим только, если торцы баллонов загнуты и заклеены - иначе велик риск разрыва торцевых швов.
   Более удобный и надежный вариант расположения двух камер в одном корпусе - по всей длине одна над другой, см. рисунок:
 

   Надувная камера вставляется в шкуру поплавка через люки, которые обычно расположены на концах шкуры (см.рис.выше):
   - Камеру разложить около одного из люков.
   - Надеть шкуру на руку через другой люк.
   - Втянуть камеру в шкуру.
   - Загнуть концы камеры на 10см, чтобы снять нагрузку с торцевого шва, засунуть загнутые концы камеры в нос и корму шкуры.
   Самые простые и удобные люки не имеют застежек - при надувании камер они сами закрываются под давлением воздуха.
   При вставлении двух камер в одну шкуру их (камеры) следует наложить одну на другую и втягивать в шкуру одновременно.
   Трубка для надувания камеры выходит из шкуры через один из люков.
 
   Рабочее избыточное давление в камерах обычно не превышает 0,1атм. (это давление человек может развить своими легкими).
   На берегу катамаран может нагреться солнцем на 30С, при этом давление повысится на 0,1атм. Поэтому на берегу катамараны следует располагать в тени или следить за давлением в камерах.
 
Насосы (помпы)
 
   Для накачки камер используются любые лодочные насосы, имеющие подходящий переходник-конус, подходящий к шлангу камеры. Если насос имеет не конус, а накидную гайку (например, уфимский), можно расширить отверстие в этой гайке и вставить шланг камеры в него. Среднее время начачки поплавков объемом 1м3 - 20мин.
    Некоторые российские насосы не имеют обратного клапана в шланге (например, ярославский насос для "Нырка"). Таким насосом можно достичь давления не более 0,05атм. Можно сделать самодельный трубчатый клапан-нипель из трубчатого участка воздушного шарика. Он устанавливается так:
   -шланг насоса отсоединяется от штуцера насоса.
   -в шланг вкладывается трубчатый отрезок воздушного шарика (загубник остается снаружи),
   -шланг с шариком насаживается обратно на штуцер насоса.
   Некоторые насосы имеют очень малую производительность (большинство матрасных насосов, а также, ярославский насос для "Ласточки" - у него очень маленькое пропускное отверстие в обратном клапане).
   У некоторых резиновых полусферических насосов (ярославский, уфимский) при больших давлениях временами вылетает вставное донышко. Для накачки катамаранов это не очень актуально по причине малого рабочего давления. Тем не менее, имеет смысл заклеить донышко резиной.
   Наибольшую эффективность имеют насосы-"гармошки". Однако многие из них быстро ломаются.
 
   Есть способ надувания камеры гермомешком. К мешку приклеивается трубка, которая соединяется со шлангом камеры. Воздух "зачерпывается" мешком, а потом  "выжимается" из мешка в камеру.
 
 
 
       На поплавках простейших катамаранов может быть укреплена рама из жердей, срубленных в лесу, или из дюралевых труб.
 
Рекомендуемые конфигурации рамы на примере катов "Сталкер"
 
Рамы для К2
Рамы для К4
Рамы для К6
Тип рамы, область применения, особенности монтажа

6 труб по 2м
6кг

7 труб по 2м + 4 по 1м, 9кг

12 труб по 2м
12кг
Классическая рама
для сплава высших категорий сложности. Поперечины вяжутся к продолинам, а продолины крепятся к "змейкам" поплавков или вставляются в продольные каналы.
     Подробнее см. прим. 1 и 2 и фото к п.2.

4-6 труб по 2м
4-6кг

5-7 труб х2м + 2х1м
6-8кг

8-10 труб по 2м
8-10кг
Рама с монобалкой
для сплава средней сложности или парусного использования. Монобалка (продолина) вставляется в петли на оси поплавка, а поперечины - в поперечные карманы на поплавках.
     Подробнее см.прим. 3 и 4.
     Крайние поперечины необязательны, см.прим.5.

2-4 трубы по 2м
2-4кг

3-5 труб по 2м
3-5кг

4-6 труб по 2м
4-6кг
Рама без продолин
для простого сплава (до 2-3к.с.) или парусного использования при несильном ветре. Поперечины вставляются в поперечные карманы на поплавках.
     Подробнее см.прим. 3 и 4.
     Крайние поперечины необязательны, см.прим.5.
 
       ПРИМЕЧАНИЕ 1: змейка.
       "Змейка" - это ряд петель, пришитых вдоль поплавка катамарана для крепления продолин или багажа. На каждом поплавке обычно имеются 2 симметричные "змейки".

       ПРИМЕЧАНИЕ 2: классическая рама.
       Используется на всех сплавных катамаранах для маршрутов высших категорий сложности. Обычно ее монтаж трудоемок, занимает около часа. Схемы расположения труб (жердей) приведены в таблице.
       Обычно сборка катамарана начинается со сборки рамы - поперечины вяжутся сверху к продолинам  способами 10, 11 или 12 (скруткой, скотчем или резиновым жгутом см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Потом продолины шнуруются к "змейкам" ненадутых поплавков, каждая - к своей. Слева изображена вязка классической рамы резиновым жгутом.
       Однако, если на поплавках есть каналы для продолин, то продолины не шнуруются к змейке, а вставляются в эти каналы и только после этого связываются с поперечинами.
       На поплавках катамаранов "Сталкер" есть и змейка, и продольные каналы (на выбор). При использовании продольных каналов на этом катамаране поперечины следует предварительно пропустить под петлями "змейки", и только после этого связать с продолинами, вставленными в свои каналы.

       Болтовая и муфтовая сборки: иногда с целью ускорения сборки и повышения жесткости рамы вместо скруток и жгутов используются различные болтовые соединения и муфты. Однако такая рама более уязвима при ударах о камни и сложна в изготовлении. Тем, кто собирается самостоятельно делать болтовые соединения, мы настоятельно рекомендуем упрочнить места отверстий для болтов накладками из труб меньшего или большего диаметра.
       Жесткие диагонали классической рамы: иногда для повышения жесткости рамы вяжут дополнительные трубы или жерди по диагоналям.

       ПРИМЕЧАНИЕ 3: рамы с монобалкой и рамы без продолин.
       К сказанному об этих рамах в таблице (см.выше) следует добавить следующее:
       -при категорийном сплаве для повышения жесткости рамы следует натянуть шнуры по диагоналям.
       -поплавки ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть связаны между собой (шнуровкой палубы, диагональными шнурами или любым другим образом), иначе они разойдутся.
    Так выглядит рама без продольных элементов (К4): поперечины вставлены в карманы.
Фото Александра Кедика.
Щелчок показывает крупнее - 12Кб

       ПРИМЕЧАНИЕ 4: сборка труб.
       Обычно поперечины делают из целых труб 1,5-2,2м, а продолины, имеющие большую длину, составляют из нескольких труб. При этом трубы могут соединяться телескопически (т.е. входить друг в друга на 15-20см) или переходниками-муфтами (отрезки трубы большего или меньшего диаметра длиной 25-30см).
       Сочленения труб рекомендуем фиксировать скотчем, чтобы трубы случайно не сдвинулись при сборке рамы. Не рекомендуется фиксировать трубы болтами или шкворнями.
       Поперечины тоже можно делать составными, но только с помощью переходников-муфт, поскольку они испытывают сжимающую нагрузку.

       ПРИМЕЧАНИЕ 5: основные и дополнительные поперечины.
       Поперечины, вставленные в карманы поплавков "Сталкер", называются основными. Между ними и по краям на поплавках можно укрепить произвольное количество необязательных дополнительных поперечин для поддержания межбаллонной палубы и других целей. Они вставляются в трапецевидные каналы на концах поплавков, в петли "змейки" или под шнуровку палубы практически в любом месте.
       На схемах в таблице (см. выше) основные поперечины закрашены целиком, а дополнительные (крайние) изображены контуром.
 
 
 
   Межбаллонная палуба на маршрутах высших категорий недопустима, поскольку при оверкиле (перевороте) она может помешать экипажу выплыть.
   На маршрутах средней сложности или при шторме допускается только сетчатая (не цельнотканевая) палуба, поскольку она пропускает сквозь себя водяные валы, обрушивающиеся на катамаран.
   В остальных случаях можно использовать цельнотканевую палубу.
 
   Палуба растягивается поперек и вдоль шнуровкой на раме катамарана или на петлях змейки. У катамаранов "Сталкер" основное натяжение палубы - продольное (поперечная шнуровка нужна лишь для перекрытия щелей между палубой и поплавками).
   Палубы "Сталкер" - цельнотканевые (из ТЕЗЫ). Посередине (вдоль) проходит стропа, сквозь которую может стекать попавшая на палубу вода. Для ускорения стекания воды допускается пробивание дополнительных небольших отверстий в ТЕЗЕ.
   Палубы "Сталкер" рассчитаны на растяжку между дополнительными (носовой и кормовой) поперечинами (см. п. "Рамы" выше). Однако, если пользователь не хочет устанавливать дополнительные поперечины, можно установить палубу на основных поперечинах. Для этого палуба должна быть короче: для к4 - палуба к2, а для к6 - палуба к4 или к2.
   Для установки мачты необходимо прорезать в центральной стропе палубы "Сталкер" отверстие-щель. Чтобы укрепить концы щели, на стропу в некоторых местах нашиты специальные поперечные закрепки.
 
 
Размещение багажа.
Посадка гребцов.
 
      На катамаране рекомендуется упаковывать вещи в рюкзаки с гермовкладышами. Рюкзаки вяжутся на поплавках к раме или к петлям змейки. Для вязки наиболее удобно использовать ремень 25мм с трехщелевой пряжкой или самосбросом. Рюкзак достаточно притянуть к поплавку двумя ремнями (поперек).
 
  
 
   На несложных маршрутах или при небольшом количестве порогов средней категорийности допускается посадка гребцов на рюкзаках.
   -Вариант "Табуретка": ноги - вперед (первый гребец на фото выше)
   -Вариант "Коленная посадка": ноги с двух сторон рюкзака, колени согнуты
   В опасных местах обе ноги перебрасывают на внутреннюю сторону рюкзака-сидения (второй гребец на фото выше)
   В варианте "Коленная посадка" на продолинах классической рамы под коленями растягивают полотнище "полотенце" (кусок ткани со шнуровкой, устанавливается после связывания продолин и поперечин). У катамаранов "Сталкер" полотенце-подколенник встроенное. Оно одновременно выполняет роль каналов для продолин (см.п.Рама выше).
 
   С целью повышения надежности посадки иногда используют следующие приспособления:
   -Петля на палубе около внутренней стороны рюкзака, за которую можно цепляться одной ногой после переноса обеих ног на внутреннюю сторону рюкзака. Этот вариант аналогичен посадке гребцов на рафте.
   -При коленной посадке с внутренней стороны рюкзака-сидения иногда вяжут ленту, в которую вставляют соответствующую коленку. Этот вариант близок к посадке гребцов на специальном сидении с упорами, см.ниже.
 
Сидение с коленными упорами
 
     
 
   Сидение с коленными упорами используется на высококатегорийных маршрутах. Сидение бывает жестким и надувным:
   -Жесткое сидение "пушка" представляет собой наклонный стержень. Передний его конец привязывается к поперечине, а задний поддерживается на некоторой высоте двумя "сошками", которые вяжутся к другой поперечине. Вязка всех сочленений производится способами 10, 11 или 12 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).
   -Надувное сидение - конус толстым концом назад. Варианты установки сидения на поплавке:
      --- пришивается к шкуре,
      --- устанавливается на продольных стержнях (см.рисунки), которые вяжутся к поперечинам способами 10, 11 или 12,
      --- растягивается шнуровкой на раме (или на змейках).
   Упоры бывают жесткими и ременными:
   -Жесткие "крылышки" - устанавливаются на "пушке".
   -Ременные - устанавливаются везде (см.фото выше).
 
   КБ "Сталкер" производит надувные сидения с ременными упорами. Конструкция видна на фото (выше). Сидение может быть установлено на поплавке всеми тремя перечисленными способами:
   ---Пришнуровано специальными тонкими стержнями к системе петель на шкуре катамаранов КБ Сталкер (это аналог сидения, пришитого к шкуре).
   ---Установлено на двух стержнях, привязанных к поперечинам произвольного катамарана. Этот вариант представлен на фото выше.
   ---Растянуто между продолинами или змейками произвольного катамарана.
 
 
 
 
   Суда с симметричными носом и кормой обычно стремятся повернуться боком. Если по этой причине не удается заставить катамаран двигаться в нужном направлении, можно установить на корме рулевое весло.
   Обвязать древко весла схватывающими узлами по способу 2 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).  Далее можно:
   -растянуть весло за концы шнуров между баллонами около задней поперечины. Концы одного шнура идут направо, а другого - налево.
   -привязать концы шнуров несимметричными схватывающими узлами по способу 4 к задней поперечине. Потом закрутить шнуры палочкой, чтобы они натянулись. Этот способ обеспечивает лучшую фиксацию точки вращения весла.
 
 
 
 
   Распашное весло для катамарана имеет длину около 220см. Уключину для него можно сделать из подручных средств.
   -укрепить на баллоне подставку - мешочек высотой 15см.
   -обвязать весло прямым узлом по способу 1 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ),
   -4 конца шнуров привязать к змейкам поплавка в 4 точках так, чтобы узел был посередине "подставки". Концы одного шнура идут вперед, а другого - назад. Можно продеть концы каждого шнура под петли змейки и связать между собой.
   Вместо прямого узла можно использовать схватывающие узлы по способу 2, но при этом требуется точная ориентация плоскости лопасти весла.
 
   Лучше в качестве уключины укреплять на баллоне специальную надувную подушку с пришитой сверху петлей для весла, но пока такие приспособления никто не производит.
 
 
 
   В качестве транца для крепления мотора используется толстая доска (4-5см) с накладками на концах. В концах доски перпендикулярно ее плоскости сверлятся отверстия, в них вставляются трубы - "оглобли". Оглобли вяжутся к двум задним поперечинам рамы способами 10, 11 или 12 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ). Этот вариант изображен на двух левых рисунках.
 
     
 
   Транец может быть вырублен из чурбака (правый рисунок). Чурбак раскалывается вдоль на неравные части. Верхняя (большая) часть вырезается по форме "доски с накладками". В обеих частях пропиливаются пазы для "оглобель". После вставления оглобель (жердей) чурбак стягивается скрутками аналогично способу 11 или обматывается скотчем.
 
 
Парусное оборудование:
 
Генуэзский стаксель
 
   Самый простой и безопасный парус, достаточный для движения судна - генуэзский (т.е. большой) стаксель.
   Стаксель - это треугольный парус, у которого закреплены верхний и передний углы. Верхний (топовый) - обычно на вершине (топе) мачты, а передний (галсовый) - посередине передней поперечины способом 5 (см. приложение) или на бушприте - стержне, вынесенном вперед по оси судна (правый рисунок) способами 6 или 7 (см.приложение).
   Задний (шкотовый) угол притягивается управляющим шкотом (шнуром) к борту судна (см. правые рисунки). Для удобства пользования управляющий шкот пропускают через кипу - блок или кольцо, привязанное к борту. Поскольку быстро вынуть шкот из одного кольца и продеть в другое сложно, к шкотовому углу стакселя привязывают сразу 2 шкота: один всегда продет через кольцо на левом борту, а другой - на правом. Когда при повороте судна ветер начинает дуть с другого борта (меняется галс), стаксель перебрасывается на другой борт. Для этого один шкот натягивается (выбирается), а другой ослабляется (травится).
   Чтобы шкот не выдернулся из кольца, его конец укрепляется на палубе на некотором расстоянии от кольца.
   Длина шкотов должна позволять парусу при отпущенных шкотах свободно полоскаться. Это требование безопасности: полощащийся стаксель имеет гораздо меньшую тягу, чем натянутый ("набитый"), что предотвращает оверкиль (опрокидывание судна). Правда, полощащийся стаксель страшно и опасно бьет своим шкотовым углом, но это происходит за пределами палубы судна.
 
   Для подъема паруса к его топовому (верхнему) углу привязывают фал (шнур) и заранее (до установки мачты) пропускают его через блок (или кольцо) на мачте, привязанное способом 6 или 7 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ, мысленно переверните рисунок), а конец фала привязывают у основания мачты, чтобы он не убежал. После подъема паруса фал фиксируется путем обматывания вокруг "утки". Если утки нет, фал можно привязать к чему-нибудь (желательно, к кольцу-кипе) рифовым узлом (бантиком).
   Если концы стержня стягивать веревкой, то при некоторой критической нагрузке стержень начнет изгибаться как лук. Этот эффект называется "стержневой неустойчивостью". Чтобы не усугублять это явление на мачте, подъемный фал следует пропустить через 1-2 ушка, укрепленных на мачте. Простейшее ушко - это веревочная петля по способу 9 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ)
 
Мачта
 
   Мачта может быть вырублена из дерева или составлена из труб.
   Шарнирная опора мачты на поперечине катамарана делается способами 6 или 7 (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).
   Мачта удерживается в вертикальном положении пятью оттяжками: 1 - вперед (форштаг), 2 - в стороны (ванты), и 2 назад-и-в-стороны (тоже ванты, они показаны на рисунке выше).
   При использовании генуэзского стакселя в качестве основного паруса передняя оттяжка мачты (форштаг) укрепляется на верхушке (топе) мачты. Там же крепится и блок (или кольцо) для подъема паруса. Точка крепления оборудуется по способу 6 или 7 (мысленно переверните рисунок). Нижнее крепление форштага и переднего угла стакселя - способом 5.
   Ванты крепятся на некотором расстоянии от топа по способу 4. Для упрочненной мачты катамарана "Сталкер" расстояние от топа 1м, для обычной - 1,5м.
 
Шверт, руль
 
   Двигаться против ветра можно только при наличии швертов - больших пластин, препятствующих боковому сносу (дрейфу) судна под действием ветра (характерные размеры погруженной части 30х70см). Руль судна также может играть роль шверта. Центр суммарного бокового сопротивления швертов судна должен примерно совпадать с центром парусности.
   Обычно шверты (1-2 штуки) располагаются на одной из средних поперечин (с внутренней или наружней стороны поплавков, на рисунке они красные). В качестве руля можно использовать такой же (но поворотный) шверт на задней поперечине (на рисунке - сиреневый) или кормовое весло (см. выше), или парные рули на кормах поплавков (на рисунке - зеленые). Ось вращения каждого из парных рулей крепится двумя пришитыми к поплавку ременными петлями, а их румпели (румпель - это палка, за которую поворачивают руль) соединены горизонтальной балкой для одновременного управления ими.
   Важное свойство швертов и рулей небольшого туристического судна - возможность откидываться назад при наезде на препятствие. Кроме того шверты должны при необходимости быстро выниматься из воды, чтобы не мешать на мелководье. Оба эти требования выполняются, если поперечина катамарана одновременно играет роль горизонтальной оси вращения шверта.
   На схеме кружочки изображают отверстия для поперечины, а точки - заклепки. Слева направо:
   - шверт из доски с накладками и отверстием для поперечины катамарана, толщина доски 2см, с накладкам - 10см
   - шверт-руль из доски (вертикальная труба-древко заглублена в верхнюю часть, утолщенную накладками),
   - шверт-руль из двух обрезанных лопастей катамаранных весел.
   - шверт-руль из тканевого чехла, натянутого на каркас (вид изнутри). Вертикальные краевые стержни распираются двумя горизонтальными стержнями, которые проходят через отверстия в вертикальном древке. Нижний (короткий) горизонтальный стержень фиксируется на конце древка заклепкой. Чехол кроится по косой нитке (долевая и утковая нити наклонены на 45 град. к оси шверта). Верхний угол чехла натягивается вверх, при этом ткань автоматически растягивается и вдоль шверта, и поперек.
   - шверт-руль из двух листов дюраля, пластика или фанеры, между которыми проходит древко (вид изнутри).
   Блок крепления шверта-руля к поперечине может быть изготовлен из деревянного бруса или из толстостенной пластиковой трубы, см. рисунки слева (вид сзади). На катамаранах Сталкер используется кусок трубы длиной 120мм, d=110мм, стенка 10мм (правый рисунок).
   При отсутствии блока крепления шверта-руля последний можно укрепить при помощи шнуров. На фотографии (справа) изображено крепление тканевого шверта. Шнуры крепятся к поперечине катамарана способом 4. Они охватывают древко шверта-руля без узлов. Нижняя пара шнуров проходит через верхние петли тканевой оболочки шверта. Верхняя пара шнуров охватывается лентой, которая проходит через паз на верхнем торце древка. При натяжении этой ленты автоматически натягиваются и 4 крепежных шнура, и ткань шверта.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
  
 
Способы 1 и 2
Фиксация стержня прямым узлом и двумя схватывающими узлами
  
     
 
Способы 3, 4 и 5
Фиксация шнура на стержне схватывающим узлом, несимметричным схватывающим узлом и "ведьминым седлом"

 
  
 
Способы 6 и 7
Шарнирный упор конца трубы или деревянной жерди в поперечный стержень

 
  
 
Способ 9
Уменьшение стержневой неустойчивости мачты путем пропускания фала через ушки-петли.
 

    
 
Способы 10, 11 и 12
Вязка двух стержней скотчем, скруткой и резиновым жгутом
 
       Вязка классической рамы резиновым жгутом: место пересечения труб (жердей) туго обматывают крест-накрест. Конец жгута подсовывают под последний его виток.
       В качестве жгута идеально подходит лента для проклейки байдарки "Таймень". Из рулона 5м получаются 4 жгута по 125см.
       При отсутствии штатного жгута его вырезают из автомобильной камеры по радиальной спирали. Жгут из камеры легкового автомобиля (толщина 2мм) имеет ширину 5см, грузового - 3см, длина 120-150см. 
 
       Вместо резинового жгута можно использовать хороший (эластичный) упаковочный скотч шириной 5см. Маленького мотка хватает на 4 вязки.
 
       Вязка классической рамы скруткой: место пересечения труб (жердей) следует нетуго обвязать мокрым шнуром, под него подсунуть палочку, закрутить шнур этой палочкой и закрепить ее конец, чтобы она не раскручивалась. Для уменьшения риска помять трубы между ними следует проложить мягкую резину. Говорят, что в качестве прокладки подходит резиновый ручной эспандер-тор или сходные по форме средства контрацепции.
       Этот способ сложнее и опаснее для труб, чем предыдущие два, однако о нем стоит помнить на случай отсутствия резинового жгута и скотча.



TopList Rating@Mail.ru Экстремальный портал VVV.RU www.topsport.ru