- власти
штрафовали туристов на 1500р за отсутствие регистрации и на 1500р за плавание в сезон нереста.
- при отсутствии денег
брали судно в залог. Плыть дальше не разрешали независимо от уплаты
штрафа.
Про нерест мы ничего толком не выяснили. Встреченные нами как-то на Рузском водохранилище не шибко компетентные инспектора сообщили, что его устанавливают каждый год в разное время на ПАРУ МЕСЯЦЕВ по ВСЕМ ВОДОЕМАМ, но в реке плавать можно, поскольку у них моторка не проходит :))). О регистрации есть
"ПРАВИЛА государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России" /Далее - редакция 14.01.2005г., однако в период 1995-2005г было почти то же самое:/, утвержденные приказом МЧС от 29 июня 2005 г. № 500 (
www.mchs.gov.ru/article.html?id=5051), см. также приказы 501 и 502 от того же числа. Обязательной регистрации и освидетельствованию при эксплуатации во внутренних водах
не подлежат несамоходные (безмоторные) суда, принадлежащие физическим лицам:
- гребные суда
грузоподъемностью менее 100 кг;
- байдарки грузоподъемностью
менее 150 кг;
- надувные суда
грузоподъемностью менее 225 кг.
а кроме того - безмоторные прогулочные парусные и спортивные суда независимо от формы собственности
Для управления судном с
мотором или парусами от 5м2 необходимы "права" /4/.
Штраф за пользование
незарегистрированным судном не 1500р, а 5-10 МРОТ = 500-1000р /2,
6/
Что такое "спортивное судно", не выяснено. Не исключено, что такое судно должно быть зарегистирировано в Госкомспорте, см. /9/. /Конец редакции 2005г./
Еще два соображения юриста Эрнеста Тагирова приведены
ниже.
Самый главный вопрос: имеет ли право инспектор ГИМС пресечь
плавание незарегистрированного (но подлежащего регистрации) судна, или должен
ограничиться выписыванием штрафной квитанции и составлением протокола?
Согласно /10/, имеет:
"ГИМС ... имеет право: ... отстранять от управления
судами лиц,... грубо нарушивших правила пользования..., при необходимости
передавать суда для хранения ... за счет судовладельцев." А
одним из "правил пользования" (см./3/) является регистрация. Правда, по словам
потерпевшего, прокурор Дубны об этом сказал: "в
задержании катамарана не было необходимости" но инспектор может
понимать необходимость по-своему.
Мы надеемся, что инцедент на Дубне был случайностью, но
советуем туристам запастись паспортом на судно, в котором написано, что оно
СПОРТИВНОЕ или НАДУВНОЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 220кг.
Последний вариант годится для всех надувных байдарок (и КНБ?) и маленьких катов,
а вторым придется прикрывать большие катамараны и надеяться на неосведомленность
инспектора по части Госкомспорта. Другой вариант для больших катов - считать, что их грузоподъемность тоже 220кг: при этом инспектор вправе требовать высадить лишних
пассажиров, но "необходимости передавать судно на хранение" тут нет.
Тем туристам, у которых нет такового паспорта, мы предлагаем
распечатать на хорошем принтере (иначе печать не получится)
паспорт-памятку на суда КБ
"Сталкер"
Примечание осень 2004г.: один из покупателей сообщил нам, что этим летом его остановила инспекция на Волге и отпустила, изучив этот паспорт. Надо сказать, что с инспекторами приходилось встречаться и другим нашим знакомым туристам, и ни разу претензий к регистрации судна они не имели. Хочется верить, что и в этом случае все обошлось бы без паспорта. А там, кто знает?
Эрнест Тагиров:
...Но можно лишить ГИМС поступлений от
штрафов, добиваясь через суд смягчения наказания до предупреждения по ст
2.9 АК. (жалоба на чрезмерную строгость наказания, не соответсвующую тяжести
правонарушения и смягчающие обстоятелтьства). Если бы таких судебных прецедентов
окзалось несколько, то при положительном решении суда (компетентно: такая
перспектива есть), то это могло бы отвадить ГИМС от данного способа
зарабатывания денег: хлопот много, а денег нет.
...Только изъятие можно попытаться подвести
под статью "самоуправство", поскольку он провел его нарушениями (не было
понятых). Поскольку с понятыми в полевых условиях всегда будет проблема, то это
повлияет на их ретивость. Вообще этот момент надо иметь ввиду впредь в иных
походах: "Документов у меня нет, а хочешь изъять - давай понятых." Нет понятых -
изъятие не является законным, и ему можно сопротивляться в том числе и
физически. Путь, конечно, чреватый, но позволяющий выйти из ситуации на частных
договоренностях.
Михаил Трусков:
...Известный действующий приказ
Минприроды от 12.09.1995 года №359 /4 - М.Ч./ и утвержденные им документы
порядок регистрации не регламентирует. Этому важному вопросу посвящен отдельный
документ под названием "Правила регистрации, учета и технического надзора за
судами, поднадзорными ГИМС…", утвержденный приказом Минжилкомхоза РСФСР от 11
марта 1985 года №140 с изменениями и дополнениями, внесенными в него приказом
Минприроды РФ от 8 ноября 1995 г. № 456. /11 - М.Ч./
Этот документ в
настоящее время не имеет юридической силы, а, следовательно, установленного
порядка регистрации маломерных судов не существует! Штрафовать не за что.
Поясняю. Пункт 2 приказа №456 прямо говорит:
"Установить, что действующий порядок регистрации маломерных судов применяется
впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" ... Указанный закон вступил в действие 28 июля 1997 года после
его опубликования. Одновременно, "Правила о регистрации судов..." автоматически
потеряли свою силу. /а в этом законе порядок регистрации не определен - М.Ч./
...Надо отметить, что Минтранс в п.
2 Приказа /5 - М.Ч./ милостиво признал, что упомянутые Правила "действуют на
внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за
исключением устьевых участков рек с морским режимом". Увы, исследования
законодательной базы не обнаружило в открытой печати нормативного документа,
регламентирующего этот самый порядок признания реки судоходной и определения
длины устьевого участка.
Список литературы
(Выдержки из этих документов приведены
ниже)
3. "Основные требования, установленные правилами
пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах
в субъектах Российской Федерации"
http://gims.mnr.gov.ru/index.php?id=5&id2=2
(Авторство документа не установлено. Источник - сайт ГИМС, см. выше)
7. Федеральный закон о МРОТ, ст. 5 - о размерах
МРОТ.
9. Гос. комитет РФ по Физкультуре и Спорту. Приказ от
5.11.02 г. N 440 "Об утверждении правил классификации технического надзора
за спортивными судами",
www.stalker.lib.ru/goskomsport.doc
10. Положение о ГИМС
http://gims.mnr.gov.ru/index.php?id=1
Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985г. N65 (с
изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 1993г. N 1354, от 25 мая 1994г. N 540, от 18 января
1995г. N 63 и от 08.07.97 г. N 841)
11. Правила регистрации и учета судов, поднадзорных
государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации
http://gims.mnr.gov.ru/index.php?id=5&id2=6
Утверждены приказом Минжилкомхоза РСФСР от 11.03.85 г. N 140 с изменениями и
дополнениями, внесенными приказом Минприроды России от 08.11.95г. N 456
/11/
Правила регистрации и учета судов,
поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Российской
Федерации.
Утверждены приказом Минжилкомхоза
РСФСР от 11 марта 1985 г. N 140 с изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Минприроды России от 8 ноября 1995г.N 456
1. ... Настоящие
Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок
регистрации и учета судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным
судам Российской Федерации Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция).
Инструкции и иные нормативные акты, касающиеся регистрации, учета и присвоения
бортовых номеров судам, поднадзорным Государственной инспекции, должны
основываться на требованиях настоящих Правил.
2. Регистрации и учету в Государственной инспекции подлежат
принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные
средства (далее именуются - суда) валовой вместимостью менее 80 регистровых
тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью
менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, кроме военных и
спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и
речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью
менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее
225 килограммов.
/4/
Об утверждении нормативных документов по
упорядочению пользования маломерными судами, базами для их стоянок, пляжами
и аттестации граждан на управление судами.
Приказ Мин.природы РФ N 359 от 12.09.95г.
3. Считать недействующими Правила регистрации
и технического надзора за судами, поднадзорными
Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, базами
(сооружениями) для их стоянок и аттестации
судоводителей на право управления этими судами,
утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11
марта 1985 г. N 140, в части технического надзора за судами,
технического освидетельствования баз (сооружений) для
стоянок судов и водных объектов для массового
отдыха, а также аттестации судоводителей на право управления
судами и проверки знаний.
Приложение 1.
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА СУДАМИ, БАЗАМИ
(СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК, ПЛЯЖАМИ И ДРУГИМИ МЕСТАМИ МАССОВОГО ОТДЫХА
НАСЕЛЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ
СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2.
Контроль за техническим состоянием
осуществляется в отношении принадлежащих
физическим и юридическим лицам судов и других водных
транспортных средств (далее именуются - суда)
валовой вместимостью
менее 80
регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее
человек, с главными двигателями мощностью до
55 кВт или подвесными моторами независимо от
мощности.
2.3.
Техническому освидетельствованию подлежат указанные в п.
2.2 суда, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок,
являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а
также принадлежащих гражданам гребных лодок
грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150
килограммов и надувных судов - менее 225
килограммов.
Приложение 2
ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ ГРАЖДАН НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ,
ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.2.
Государственная инспекция аттестует граждан и выдает им
удостоверения на право управления моторными и парусными
судами валовой вместимостью
менее 80
регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее
человек, с главными двигателями мощностью менее 55
кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
3.3.4.
для управления судном, имеющим площадь
парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3
класса.
Для управления парусным судном, имеющим парус
площадью до 5 кв. м, иметь удостоверение яхтсмена не
требуется.
/3/
Основные требования, установленные
правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных
средствах в субъектах Российской Федерации
1. Общие требования
...В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
(Федеральный закон от 16.11.95 N 167-ФЗ) в субъектах Российской Федерации
приняты Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных
плавательных средствах (далее именуются - Правила),...
2. Порядок эксплуатации маломерных
судов
Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается
после их регистрации в судовой книге и технического освидетельствования, которые
проводят подразделения территориальной ГИМС (кроме военных и спортивных судов, а
также шлюпок и иных плавучих средств, являющихся принадлежностью судна).
Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее
100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные
(безмоторные) /выделенное уточнение противоречит док. 4 и
11 - М.Ч./ суда - менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без
регистрации и технического освидетельствования в органах территориальной ГИМС
с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами,
Правил, других нормативов и требований, обеспечивающих безопасность
плавания, охрану жизни людей на воде и окружающей среды.
...
Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными
(площадью парусов 5 и более кв. метров) судами и другими водными транспортными
средствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам,
аттестованным экзаменационными комиссиями территориальной ГИМС и имеющим
действительные удостоверения на право управления.
..
На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных
судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения
(левыми бортами).
При эксплуатации маломерных судов запрещается /некоторые
правила опущены - М.Ч./:
- управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном
порядке, не прошедшим технического освидетельствования, без бортовых номеров,
переоборудованным без соответствующего разрешения, имеющим неисправности, с
которыми запрещена его эксплуатация; с нарушением правил загрузки, норм
пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, без права
управления маломерным судном, в состоянии опьянения;
- выходить в плавание без наличия спасательных жилетов (по одному на каждого
находящегося на борту человека), одетых или расположенных в легкодоступных
местах, (при пользовании гидроциклом спасательные жилеты должны быть одеты на
всех находящихся на нем лицах);
- нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения
бортовых огней и знаков;
- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках
водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха
населения на водоемах;
- приближаться на гидроциклах на расстояние менее 100 м к купающемуся, а
также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
- перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого
ребенка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде;
- устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей
записи в судовом билете;
- пересаживаться с одного судна на другое во время движения, сидеть на
бортах, раскачивать суда и купаться с них;
- выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или
следовать по нему на расстоянии более 10 м от кромки судового хода;
/маломерное судно может использовать судовой ход как пешеход - дорогу:
двигаться по краю (правда, в любом направлении) или пересекать -
М.Ч./