Михаил
Чернецкий, декабрь 2008
Официальный отказ ГИМС в регистрации наших судов -- Ты
прав, о мудрый начальник,-- смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова
развязывая пояс.-- У моего ишака в Бухаре
действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими
порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о
почтенный, за свою жадность попал бы на кол!
Прежде чем сборщик опомнился, Ходжа Насреддин вскочил на ишака и, пустив его во весь опор, исчез в ближайшем переулке. (Леонид
Соловьев, "повести о Ходже Насреддине")
Предыстория вопроса (ранее написанная статья "Регистрация маломерных судов. Штрафы, и как их избежать" устарела): Закон об обязательной регистрации маломерных судов существует, как минимум, с 1985г.. но до последнего времени он реально не применялся. В последние годы ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам МЧС России) все чаще останавливает туристов, причем базы ГИМС появляются во все более "диких" местах (в 2008г. были случаи на реке Писта в Карелии и в Княжьей губе под Кандалакшей). Инспектор составляет протокол об отсутствии регистрации или о других ваших нарушениях (см. ниже), после чего (обычно) предписывает вам плыть до ближайшего пункта, где возможен сход с маршрута (ключевой вопрос - может ли он это проконтролировать). Потом к вам приходит по почте постановление ГИМС о взыскании штрафа 500-1000р. (КоАП, ст.11.7-13), которое вы можете обжаловать в суд. Регистрация судна (приказ МЧС N 500) - процесс довольно простой - нужно обратиться в местное отделение ГИМС с паспортом на судно и документами о его приобретении и уплатить пошлину 100р. В некоторых ГИМС вопрос может быть решен за 1 час. Однако после регистрации вам придется иметь на судне большой набор обязательного оборудования, на борту должен быть написан регистрационный номер, а пассажиры должны быть в спасжилетах. Кроме того, есть пока "спящие" приказы МЧС N 502 (запрет плавания без удостоверения судоводителя) и N 497 (запрет плавать при легком ветре (от 1м/с), небольших волнах (от 20см) и на расстоянии более 500м от берега). То есть регистрация судна не избавляет от описанных выше неприятностей. Поэтому самый разумный способ обезопасить себя от ГИМС - доказать, что ваше судно вообще не подпадает под ее юрисдикцию. В этом случае даже, если вы что-то нарушаете (например, плывете втроем на двухместном судне), ГИМС не вправе вас останавливать. Согласно Положению о ГИМС, "ГИМС МЧС осуществляет деятельность в отношении самоходных ... и несамоходных судов ... (кроме ... прогулочных парусных и спортивных судов ... а также принадлежащих физическим лицам ... байдарок грузоподъемностью менее 150кг и надувных безмоторных судов - менее 225кг)..." (Положение о ГИМС МЧС, утвержденное пост. Правительства РФ 835 от 23.12.04). Эта же формулировка повторена во всех перечисленных приказах ГИМС. На нашем сайте выложен "ПАСПОРТ+ПАМЯТКА" (.doc), согласно которому наши суда не подпадают под юрисдикцию ГИМС как спортивные и "принадлежащие физическим лицам надувные суда до 225кг". На каких основаниях мы считаем их таковыми, смотрите по тексту Паспорта - там приведены необходимые определения и ссылки. Однако, у инспектора ГИМС может быть иная точка зрения на эти вопросы - возможно, юридически безграмотная, но от этого никому не легче. Например, Московская ГИМС уверена, что байдарка грузоподъемностью 200кг входит в их юрисдикцию, хотя она одновременно является "надувным судном менее 225кг". На заседании комиссии Московской ГИМС в 2008г. инспектора не могли объяснить, почему надувная байдарка не является надувным судном, они говорили: "надувных судов вообще нет, мы о них ничего не знаем - это в аптеках бывают надувные изделия...", и ссылки на закон их не убеждали. Поэтому, чем более веские доводы вы приведете "на доступном им уровне", тем больше у вас шансов на успех. Советы по общению с инспектором ГИМС: 1. Если ГИМС ограничивается протоколом и/или не может проконтролировать ваш сход с маршрута, то серьезно конфликтовать нет смысла. Для вас безопаснее подписать протокол, а после получения постановления ГИМС о штрафе обжаловать его в свой районный суд. Это делается бесплатно заказным письмом (пример текста жалобы приведен ниже) Сейчас мы проверяем этот вариант на практическом случае, о результатах напишем отдельно. 2. Если же ГИМС настаивает на завершении вашего маршрута и может это проконтролировать, вам отступать некуда. В этом случае придется объяснить инспектору (и, возможно, вызванной им милиции), что инспекция нарывается на статью о превышении должностных полномочий (и милицию под нее же тянет). Учитывая общую юридическую безграмотность наших стражей порядка (как водных, так и сухопутных), надо уверенно цитировать законы (цитаты приведены в Паспорте), чтобы они не заподозрили, что вы - такой же фантазер, как они сами. Объясните, что суд понимает (в отличие от инспекторов), что "надувные изделия" бывают не только "в аптеках". И что, если закон предусматривает несколько исключений из правила (спортивные суда, байдарки до 150кг, надувные суда до 225кг и т.д.), то ЛЮБОЕ из этих исключений выводит вас из-под действия правила. Намекните, что суд вас оправдает, и ГИМС придется, как минимум, компенсировать моральный ущерб - в этом случае начальство не похвалит ретивого инспектора. Официальный отказ ГИМС регистрировать наши суда: В ноябре 2008г. турист-водник Глеб Пакин добыл важный документ: областная Подмосковная ГИМС отказала ему в регистрации "судна КБ СТАЛКЕР", поскольку оно - спортивное (фотокопия документа приведена выше). То есть Подмосковная ГИМС фактически признала наши суда спортивными и не подлежащими регистрации в ГИМС. Копия этого документа теоретически может убедить инспектора оставить вас в покое. Если же вам нужно не избежать регистрации, а наоборот - зарегистрировать судно - мы можем выдать более подходящие документы. В них не будет написано, что судно спортивное и малогрузоподъемное. В скобках заметим: Все маломерные суда (любого тоннажа, включая спортивные) подчиняются правилам плавания МинТранса, за соблюдением которых следит ГосМорРечНадзор МинТранса (подробнее см. ссылки на законы в Паспорте). Он же (параллельно с ГИМС) определяет порядок регистрации всех маломерных судов (кроме спортивных парусных), однако этот порядок на текущий момент не разработан. Существенно, что ГМРН следит за порядком только на ВВП ("внутренних водных путях", отмеченных навигационными знаками или иным образом), поэтому проблемы с ГМРН у туристов пока не возникали и впредь возникать не должны. Поэтому идеальным вариантом было бы зарегистрировать судно в ГМРН, когда они разработают закон о регистрации. Это защитит нас от домогательств ГИМС на 100%, а сам ГМРН нам неопасен, поскольку по ВВП туристы не плавают. Отдельно заметим, что, если ваше судно спортивное или до 225кг грузоподъемности, то ГИСМ не вправе вас останавливать даже, если вы нарушаете все возможные правила и законы, потому что по Положению о ГИМС эта организация не осуществляет НИКАКУЮ деятельность в отношении таких судов. Пример жалобы на решение комиссии ГИМС. Жалобу можно отправить в районный суд по месту вашей "прописки" или по месту происшествия заказным письмом в течение 10 дней после получания решения ГИМС (срок отсчитывается по штемпелю вашей почты на письме с решением ГИМС). В __________ районный суд г. _______ Адрес суда: _______________________ _____________/ваши ФИО/ Адрес регистрации: ________________ Проживает: _______________ т.: __________________ Заинтересованное лицо: Государственная Инспекция по Маломерным Судам (ГИМС) Главного Управления МЧС по г.Москве /уточнить название Инспекции по Протоколу/, Адрес: ___________ т.: __________, ф.: ___________. на постановление №________ о назначении административного наказания 01.01.0001 г. /дата постановления ГИМС/ Государственной инспекцией по маломерным судам по г. Москве (далее – ГИМС) на меня, _______/ваши ФИО/, было наложено административное наказание в виде штрафа в размере _____ рублей по ч.1 ст.11.8 КоАП РФ за управление маломерным судном, незарегистрированным в установленном порядке /уточнить формулировку по Протоколу/. В качестве основания для вынесения указанного Постановления №_______ был взят Протокол об административном правонарушении №_____ от ______, составленный инспектором ГИМС ________/ФИО инспектора/ о том, что в ________/место нарушения/ я управлял принадлежащим мне надувным судном, незарегистрированным в установленном порядке /все уточнить по протоколу/. Полагаю, что Постановление №_______ вынесено незаконно по следующим основаниям: Ст. 11.8 КоАП РФ действительно предусматривает наказание за управление маломерным судном, незарегистрированным в установленном порядке. Однако она не устанавливает этот порядок (в том числе, не определяет, какие из маломерных судов подлежат обязательной регистрации) и не определяет, какие государственные органы его контролируют и налагают взыскания. Порядок регистрации судов и полномочия государственных органов определяются другими законодательными актами. В частности: -- полномочия ГИМС определяются Положением о ГИМС, утвержденным постановлением Правительства РФ 835 от 23.12.2004, -- порядок регистрации судов, поднадзорных ГИМС, определяется Приказом МЧС № 500 от 29.06.2005г. Согласно Положению о ГИМС (п.3): "Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; ..." Как видно, ГИМС осуществляет свою деятельность во внутренних водах в отношении несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн. Однако из этого правила законодатель предусмотрел ряд исключений, в том числе, для принадлежащих физическим лицам безмоторных надувных судов грузоподъемностью до 225кг. Причем при отсутствии законов, конкретизирующих и сужающих понятие "надувное судно", остается считать, что законодатель имеет в виду плавсредства, конструктивным признаком которых является наличие надувных емкостей в качестве формообразующих элементов. В техническом паспорте моего судна указано, что его грузоподъемность составляет _____кг. Основными конструкционными формообразующими элементами в нем являются два надувных баллона, то есть мое судно является надувным (это также отражено в паспорте). Таким образом, ГИМС не осуществляет свою деятельность в отношении моего надувного судна (при отсутствии мотора), в частности, не может контролировать его регистрацию и накладывать взыскания в этой связи. В Приказе МЧС № 500 приведен такой же перечень судов, подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, как и в Положении о ГИМС. Поэтому из Приказа также не следует, что мое судно подлежит обязательной государственной регистрации. Судя по Постановлению №______, ГИМС стоит на иной позиции: что все байдарки грузоподъемностью от 150кг поднадзорны ГИМС и подлежат обязательной регистрации. Между тем, в перечисленных законах нет таких указаний: в них упомянуты байдарки грузоподъемностью до 150кг, а не свыше 150кг. При этом, несмотря на мои разъяснения, Инспекция не учитывает, что мое судно относится к "принадлежащим физическим лицам безмоторным надувным суднам до 225кг", в отношении которых в Законе имеется вполне однозначное указание на их неподнадзорность ГИМС. Кроме того, согласно техническому паспорту, мое судно является спортивным. Определение спортивного судна дано в приказе Госкомспорта 440 от 05.11.02, изданном в соответствии с постановлением Правительства 74 от 31.01.01: "Под спортивными судами следует понимать суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта". Очевидно, производители и проектировщики моего судна спроектировали и построили его для занятий водным туризмом и водным слаломом, а также, для тренировок в этих видах технического водного спорта. Это прямо следует из паспорта - судно предназначено для прохождения водных маршрутов продолжительностью автономного плавания до 4 недель с одиночными препятствиями до 4 категории сложности (к.с.) или фоновыми препятствиями до 2 к.с. Напомню, что спортивные суда также неподнадзорны ГИМС и не подлежат регистрации в ГИМС. На это обстоятельство также было указано Инспектору ГИМС, но он заявил, что спортивные суда - это суда для скоростных гонок. Подтвердить это мнение документально он не смог. Такая позиция ГИМС не соответствует приведенному выше законодательству. Таким образом, ГИМС не смогла доказать, что по существующему порядку регистрации судов мое плавсредство подлежит обязательной регистрации. Напротив, из приведенных законов видно, что оно не подлежит регистрации, по крайней мере, в ГИМС. Возможно, мое судно подлежит регистрации в другой организации по другим, неизвестным мне законам, но и в этом случае ГИМС не уполномочена контролировать его регистрацию и накладывать в этой связи взыскания, поскольку по Положению о ГИМС, Инспекция не осуществляет свою деятельность в отношении моего судна. На основании изложенного ПРОШУ: 1. Отменить постановление ГИМС по г.Москве №______ от ________ г., как вынесенное с нарушением норм материального права и в связи с отсутствием события административного правонарушения. Приложения: 1. Копия Жалобы для заинтересованного лица, 2. Копия протокола об административном правонарушении №____ от ____, 3. Копия постановления ГИМС №______ от ______, 4. Копия технического паспорта моего судна. /подпись/_____________ (/ваши ФИО/____________) /дата/__________ |